Ольга Мамонтова
Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС
Статья
«Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Автор: Мамонтова О. П., методист СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица
В настоящее время проблема подготовки детей к школе является актуальной Это связано с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. У многих детей недостаточно сформированы социальные, личностные, физические качества.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они представлены как социально-нормативные и психологические характеристики детей. Среди которых обращают на себя внимание такие как «инициативность, самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, развитое воображение, способность к волевым усилиям».
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, поставила перед собой следующую цель: развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению
Как сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе? Это можно осуществить, используя современные образовательные технологии, целью которых является – личностное развитие.
Изучив передовой педагогический опыт, выбрала наиболее эффективные технологии : игровую технологию, технологию системно – деятельностного подхода, ИКТ технологию. Данные технологии позволяют сделать обучение интересным и увлекательным, а процесс овладения знаниями на творческо-поисковом уровне.
Игровая технология включает :
-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку по разным образовательным областям.
Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте (авторы Е. Колесникова, Л. Журова, Н. Варенцова. В Волина) помогают детям задолго до изучения грамматических правил овладеть грамотой, освоить навыки чтения, развить психические процессы, активизировать мыслительную деятельность. Это увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами.
Игры «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца» и т. д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки. Игра «Поймай конец и продолжи» или «Цепочка слов», закрепляет умение выделять определенные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В игре «Звукоежка» дети добавляют к буквосочетанию, к слову связного текста звук (в начало, чтобы получилось слово. Нравятся детям разгадывать ребусы, кроссворды.
Игровые технологии математического развития (авторы Е. Носова, З. Михайлова, А. Смоленцева, А. Столяр, Е. Колесникова) формируют не только элементарные математические представления, но и способствуют развитию логико – математического мышления, помогают овладеть способами самостоятельного познания.
Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте (авторы Е. Колесникова, Л. Журова, Н. Варенцова. В Волина) помогают детям задолго до изучения грамматических правил овладеть грамотой, освоить навыки чтения, развить психические процессы, активизировать мыслительную деятельность. Это увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами.
Игры «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца» и т. д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки. Игра «Поймай конец и продолжи» или «Цепочка слов», закрепляет умение выделять определенные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В игре «Звукоежка» дети добавляют к буквосочетанию, к слову связного текста звук (в начало, чтобы получилось слово. Нравятся детям разгадывать ребусы, кроссворды.
Игровые технологии математического развития (авторы Е. Носова, З. Михайлова, А. Смоленцева, А. Столяр, Е. Колесникова) формируют не только элементарные математические представления, но и способствуют развитию логико – математического мышления, помогают овладеть способами самостоятельного познания.
«Блоки Дьенеша» - это набор состоящий из 48 объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Цель: формирование умения решать логические задачи на разбиение по свойствам
С помощью блоков дети учатся: выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти: одно, одновременно два, три или четыре свойства.
С логическими блоками дети выполняет различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, ищут, делят между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждают.
Все действия выполняются в игровой форме: игры «Логический поезд», «Наряди елку бусами», «Угости медвежат», «Посади цветы», «Волшебный мешочек» и. т. д.
«Палочки Кюизенера» - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете» Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Цель: формирование интеллектуальных умений, математических представлений
Мы используем палочки как конструктор, с помощью палочек дети моделируют предметы, геометрические фигуры, дети упражняются в порядковом, количественном счете, знакомятся с составом числа из двух меньших, с образованием чисел второго десятка.
Технология исследовательской деятельности
Цель: формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления
В своей работе использую следующие формы исследовательной технологии : «Путешествие по «реке времени», «Путешествие по карте» (автор Н. Короткова). «Путешествие по «реке времени» помогает изучить временные представления (от прошлого к настоящему). Дети знакомятся с такими понятиями: «древность», «старина», «современный мир». «Путешествие по карте» помогает усвоить детям представления о пространстве мира, родной стране, родном крае. Путешествуя по карте и ставя различные метки – картинки, дети быстрее осваивают окружающий мир. Особенность данных технологий : ребенок – активный участник образовательного процесса.
Технология проектной деятельности (автор А. Савенков)
Цель: направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Наиболее значимые проекты, реализованные с детьми: «Мой прадедушка герой», «Хлеб всему голова», «Многонациональный край родной», «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой».
Информационно - коммуникационные технологии.
Организация образовательного процесса с применением презентаций, слайд-шоу, видео-материалов, образовательных развивающих мультфильмов дает возможность рассказать детям о важных вещах; виртуальные экскурсии - виртуально "прогуляться" по музею, рассмотреть любые экспонаты и даже, повращав их, ознакомиться с ними с разных сторон.
Компьютерные игры, игры – тренажеры развивают внимание, быстроту реакций, тренируют память. Выполняя игровые задания дети учатся аналитически мыслить, классифицировать и обобщать понятия; развиваю т мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, развивают усидчивость и целеустремленность.
Дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чувствуют себя более уверенными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям.
Мною разработаны игры – тренажеры: "Части суток", «Времена года», «Когда это бывает?», «Изучаем время», «Сначала, потом», «Веселый счет», «Веселый паровозик» и др., которые хранятся в картотеке электронных дидактических пособий в методическом кабинете ДО.
Родители тоже являются участниками образовательного процесса, поэтому для них разработала образовательные маршруты в сети Интернет по темам: «Подготовка детей к школе», «Поговорим о войне», «Занимательная анатомия», которые помогают проводить образовательную деятельность с детьми в домашних условиях.
Систематическое использование данных образовательных технологий при подготовке детей к школьному обучению дает положительные результаты в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости воспитанников.